Меню
Заказать звонок
Изготовление печатей и штампов
Доставка по Москве
Срочно:
от 10 мин
Доставка по Москве
Доставка
по Москве
Изготовление по оттиску
Изготовление
по оттиску
График работыГрафик работы: пн-пт с 9.00 до 19.00, сб–вс – выходные дни.
Доставка по Москве
Срочно: за 1 час
Доставка по Москве
Доставка по Москве
Изготовление по оттиску
Изготовление по оттиску
8 (495) 144-12-458 (495) 144-12-45
8 (903) 799-44-288 (903) 799-44-28
Выслать оттискВыслать оттиск
оперативная
полиграфия

» Шелкография

Шелкография в рекламной полиграфии

Шелкография на бумаге   |   Шелкография на одежде   |   Сувенирная шелкография   |   Печать на пакетах

Печать на футболках

Читателям, посетителям магазина больше не интересно брать в руки книгу, рекламную листовку только с текстом? Необходимо соответствующее оформление, декорирование, дополняющее информацию. Один из способов, активно используемых для придания рекламе, плакатам, обоям и т. д. привлекательного вида является трафаретная печать.

Во времена Советского Союза любая печатная продукция имела достаточно непрезентабельный вид, не использовалось дополнительное оформление. Рекламы не было, как таковой. Когда возникла потребность в привлечении внимания покупателей, раздаче рекламных проспектов, оказалось, что нет соответствующих мощностей, позволяющих создавать нужные иллюстрации и постеры. Востребованы были даже старые ризографы, дающие относительное качество изображения.

Развернуть

Только через несколько лет в типографиях, небольших издательских домах появилась качественная цифровая техника, позволяющая не только печатать текст, но и дополнять его изображения на хорошем уровне. В настоящее время цифровая печать перестала быть чем-то особенным. Заказать можно распечатку любого материала вне зависимости от формата.

С появлением возможностей создавать шедевры у клиентов возникла потребность выделиться. Производителям и продавцам нужно, чтобы потенциальный потребитель увидел именно их листовку, именно их баннер, нужно, чтобы именно их вывеска была выделена на общем фоне. Так же обстоит ситуация с журналами, упаковкой для продуктов, промышленных товаров.

Первая статья серии посвящена трафаретной печати или шелкографии. Основное отличие от всех остальных видов печатной и постпечатной обработки – трафаретная печать предусматривает, что на основу (ткань, бумагу, картон, пластик и т. д.) наносится лак, краска с различной толщиной слоя. Трафаретная печать позволяет создавать большее разнообразие изображений, чем это возможно при офсетной печати. Можно создавать выпуклые рисунки, тексты, с различными эффектами, воспринимаемыми не только визуально, но и тактильно. Трафаретная печать активно используется и при создании традиционных печатных материалов, и для оформления помещений, печати обоев, фотопанно, плакатов и многого другого.

Виды покрытий, используемых в шелкографии

Шелкография – один из немногих видов типографских услуг, позволяющих печатать или наносить изображение практически на любую поверхность: бумажную, картонную, различные виды пластика, пленку, шелк, баннерную сетку и т. д. И большая часть из этих материалов не требует специальной подготовки и обработки. Для печати офсетным способом используются некоторые виды пластиковой пленки, но они создавались специально под этот вид печати. Выгодно отличается в большую сторону и количество материалов или покрытий, используемых для создания изображения при трафаретной печати.

Есть различия и в том, как нанесенная краска «смотрится» на основе. Офсетная печать предполагает, что краска наносится тонким слоем, через который видно основу. Трафаретная печать предполагает использование краски с более плотной структурой, полностью «запечатывающей» основу. Цвета получаются более насыщенными на любом фоне.

Развернуть

Есть отличия между офсетом и шелкографией и в технологии нанесения краски или лака. Офсетная печать в основном выполняется на больших машинах, плотность слоя краски практически не регулируется. Поверхность получается гладкая, без рельефа. Шелкография предполагает, что краска наносится слоями различной толщины с учетом рисунка или иных факторов.

Цвета имеют большую насыщенность, сквозь них не видно цвет основы или другую краску. Использование кроющих красок позволит печатать синим цветом на коричневом фоне, белым на черном. И синий не станет «грязным», а белый не превратится в серый. При использовании офсетной печати «смешение» цвета фона и покрытия происходит обязательно.

Особого внимания заслуживает применение кроющих белил в шелкографии или офсетной печати. Особые эффекты получаются при первоначальном нанесении белил на черную иди графитовую основу с последующей офсетной печатью цветными красками. В печати офсетным способом применение белил не столь распространено из-за того, что краска наносится очень тонким слоем, обязательно виден фон.

Активно кроющие белила используются при нанесении изображения на различные виды прозрачного пластика. В данной ситуации поступают наоборот: изначально печатается полутоновое изображение стандартными красками с использованием офсетной печати. После этого можно с помощью трафарета нанести белила для выделения или подчеркивания отдельных предметов или рисунков. Важно: на изображение нужно смотреть через пластик. Данный метод востребован при печати этикеток, стикеров, наклеек, POS-материалов.

Использование позолоты, серебрения и красок с металлизированными частицами в шелкографии началось достаточно давно. Современные технологии позволяют выполнять серебрение и золочение разными способами, в том числе, при помощи офсетной печати. Трафаретная печать предпочтительна там, где требуется нанесение более толстого слоя краски. К тому же после шелкографии происходит более быстрое высыхание красок, что важно при оперативном изготовлении печатной продукции.

Интересные эффекты получаются при использовании флуоресцентных красок. В последние годы мода на все яркое, светящееся достигло своего пика. Идеальное средство создать изображение видное издалека – флуоресцентные краски в сочетании с шелкографией. Краска наносится достаточно толстым слоем, цвета получаются яркими и насыщенными.

Офсетная печать применима к бумаге, картону, некоторым видам пластика. Ограничения связаны с технологией нанесения краски при помощи крутящихся барабанов. Шелкография позволяет наносить краску или лак помимо бумаги и картона на кожу, металл, дерево, стекло и т. д. Краска для каждой основы подбирается индивидуально.

ВАЖНО

Шелкография или трафаретная печать не позволяет создавать полутона. Краска наносится толстым слоем, цвет получается насыщенным. Получение полутонов в такой ситуации невозможно. Трафаретная печать не предназначена для получения плавных переходов цвета. Полутона возможны только при офсетной печати.

Шелкография – идеальный метод создания не слишком сложных рисунков, не требующих тщательного совмещения отдельных деталей. Методом трафарета можно печатать рисунки на обоях, создавать кайму или дополнительные эффекты на изображениях, созданных методом офсета.

СПРАВКА

Трафаретная печать по принципу нанесения изображения стоит особняком среди всех многочисленных видов печати.

Офсетная печать и большинство других предполагают наличие некоторой промежуточной основы или формы, на которую изначально наносится краска в зеркальном отображении к печатаемому тексту или рисунку. Далее форма соприкасается с основным материалом, изображение переносится на него.

Трафаретная печать предполагает наличие специальной сетки с отверстиями различной формы, через которые краска из ракеля попадает на основу. Первоначально сетка изготавливалась из натурального шелка. Это и дало название – шелкография.

Плотность слоя краски, его толщина определяется диаметром нитей, используемых для трафарета, плотностью нитей, угла наклона ракеля с краской по отношению к основе, давлению на ракель. Краска может наноситься и очень тонкими, и очень толстыми слоями. Трафаретная печать позволяет получать рельефное изображение без применения тиснения.

ДОПОЛНЕНИЕ

Трафаретная печать и объемы тиражей

Печатная продукция бывает разной. Кому-то нужно напечатать тысячи газет или рекламных листовок. Кто-то хочет нанести на пластик или стекло любимую фотографию. В зависимости от этого выбирается способ печати. Использование трафаретной печати сопряжено с несколькими особенностями.

Шелкография абсолютно не пригодна для быстрого изготовления больших тиражей. Изображение наносится медленно, долго сохнет. Ускорить движение ракеля невозможно из-за достаточно вязкой краски. Трафаретная печать не сравнима с офсетной по скорости. Максимум, который могут предложить современные типографии – ротационные трафаретные машины. Но они не предназначены для распечатки фотографий или создания художественных полотен. На ротационных машинах печатают однотипные этикетки. Вывод: если есть желание получить некоторое изображение именно методом трафаретной печати, стоит запастись терпением.

Основная часть используемых для трафаретной печати станков предполагает использование большой доли ручного труда. Персонал вручную подает и перемещает запечатываемый материал. Это не способствует быстрой работе и печати.

Не меньше времени, чем печать, занимает сушка готового изображения. Листы нельзя складывать друг на друга из-за угрозы слипания воедино. Это так же, хоть и косвенно, но влияет на размер тиража.

К преимуществам относится то, что площадь поверхности для нанесения изображения достаточно велика. Можно одновременно в станок закладывать несколько небольших листов или иных поверхностей.

Цена на трафаретную печать во многом зависит от сложности формы. Типографиям не выгодно брать на трафаретную печать небольшие тиражи. В противном случае нужно существенно поднимать цену на каждый экземпляр.

Если есть желание заказать именно шелкографию, нужно учитывать все вышеперечисленное. Как показывает опыт работы крупных типографий, специализирующихся на данном виде печати, оптимальный тираж не должен быть меньше 100 экземпляров, но не должен превышать 5000 копий.

Образцы глиттеров

Глиттерами называют блестки, используемые в полиграфии для постпечатного оформления конечного продукта. Глиттеры могут иметь различный диаметр частиц, что значительно ограничивает возможность их применения.

Блестки с мелким диаметром отдельных частиц добавляются в лаки и краски. Более крупные активно используются в другом способе оформления – для присыпки изделия сверху.

Промышленность предлагает огромное количество разновидностей глиттеров. Меняются цвета, добавляется блеск, «искры». Глиттерный лак – лак, в который промышленным или ручным способом добавили блестки.

Дизайнеры активно используют глиттеры в оформительских работах, предпочитая смешивать лаки самостоятельно для достижения нужного эффекта. Глиттеры могут сделать изображение более ярким, с перламутровым блеском. Другое предназначение глиттеров – изменение структуры поверхности, придание ей бархатистости или эффекта песочной поверхности.

Чаще всего глиттеры используются при оформлении и разработке поздравительных открыток почетных грамот, писем благодарности. На новогодних открытках блестками подчеркивают снег, елки с игрушками. Глиттеры в полиграфии используются достаточно давно. Еще в 19-м веке так украшали поздравительные открытки.

Лакирование

Готовое полиграфическое изделие необходимо предохранять от света, воды, иных неблагоприятных воздействий. Для этого используется лакирование, делающее бумагу более прочной, изображение ярким. Модные глянцевые журналы – наглядный пример страниц, покрытых типографским специальным лаком. Шелкография в большинстве случаев сопровождается лакированием.

Лакирование может выполняться различными способами: всплошную, выборочно.

Сплошное лакирование предполагает, что поверхность полностью лакируется без пропусков. Таким образом создаются обложки для журналов и книг. Основная задача сплошного лакирования – защита от влаги, внешних воздействий, сохранение товарного вида в течение длительного времени. В качестве дополнительного бонуса – привлекательный и респектабельный внешний вид, создание имиджа солидного издания, не экономящего на качестве.

Развернуть

Лакирование активно используется при печати листовок, рекламных материалов, буклетов, постеров, афиш. Для создания неповторимого облика, эффекта легкой бархатистости изображения глянцевый лак заменяется на матовый. Изображение получается более «выпуклым», подчеркиваются все тона и оттенки.

Выборочное покрытие предполагает, что поверхность не вся лакируется, а выделяются отдельные участки или фрагменты, требующие особого внимания со стороны зрителя или клиента. Выбор участков для лакирования полностью определяется создаваемым изображением. Для большего эффекта создаются комбинации из лаков с разными структурами в дополнение к необычным краскам или трафаретной печати.

Декоративное покрытие лаком предполагает, что в основу добавляются блестки (глиттеры). Наносится декоративный лак не на всю поверхность, а на отдельные участки изображения. Специалисты название «блестка» практически не используют. В обороте – только глиттеры.

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Как правильно: шелкография или трафаретная печать?

Тем, кто решает задачу, как же правильно именовать данный вид печати, можно сказать, что оба названия обозначают одно и то же.

Название «трафарет» в обиход ввели итальянцы. Их слово traforetto в дословном переводе звучит, как «дырявый», «продырявленный». Есть все основания предполагать, что трафаретная печать была первым способом создания изображений в некотором количестве одинаковых экземпляров.

Сказать точно, где впервые и когда была использована трафаретная печать невозможно. В Китае, Японии уже 4 тыс. лет назад создавались настоящие шедевры на шелке. Есть все основания предполагать, что для этого использовался трафарет. Востребованы оказались трафареты и в строительстве. С их помощью расписывались стены и потолки в храмах и домах богатых людей.

В том виде, в каком она известна на данный момент времени, трафаретная печать впервые была использована во Франции в середине XIX века. Из сетчатой ткани была изготовлена основа, через которую наносилось изображение. Первые трафареты изготавливались из шелка, что и дало наименование – шелкография. Если через какой-либо участок ткани краска не должна ложиться на запечатываемый материал, его густо закрывали лаком. Краска выдавливается на поверхность при помощи ракеля. Сама краска достаточно густая и может ложиться толстым слоем.

За полтора столетия технология изменилась. Дорогие шелковые нити были заменены на более дешевые синтетические или металлические. Не изменилось только название – шелкография.

Есть предположения, что автором метода является не кто иной, как Томас Эдиссон. В 1875 году он создал изображение при помощи трафарета, вырезанного вручную и малярного валика.

Присыпка

О глиттерах сказано и написано уже немало. Промышленность предлагает самые разные виды: для добавления в лак или припорошивания изделия сверху.

В большинстве случаев глиттеры вводят непосредственно в лак, предназначенный для покрытия. Как поступить, если глиттеры не предназначены для использования совместно с лаком, а картину украсить хочется?

Развернуть

Выход изобретен давно. Он не вписан ни в одну из действующих технологий, но активно используется. На свежий оттиск с только нанесенным лаком наносятся блестки. Лак высыхает и становится надежной клеевой основой для глиттеров. Если лаком покрыта не вся поверхность, то ненужные блестки можно просто стряхнуть после окончательной просушки. Этот метод применяется для создания штучных тиражей, в «домашних» или кустарных условиях. Крупные типографии им не пользуются по следующим причинам:

  • Сложно определить необходимое количество глиттеров на отдельное изображение. Соответственно, получить две полностью идентичные картинки не получится. Если речь идет об изготовлении небольшой партии открыток по индивидуальному заказу, то так поступать можно;
  • Насыпка глиттеров будет производиться вручную. Большую партию изготовить таким образом практически невозможно;
  • Глиттеры стоят дорого (до 100 евро за 1 кг). Ручная присыпка, стряхивание лишнего приводит к большим потерям. Все расходы будут переложены на заказчика. Новогодние открытки могут получиться по цене картин Дали;
  • Необходимо постоянно очищать все рабочие поверхности от блесток. Если это не делать своевременно, глиттеры могут появиться и на тех картинах, где их наличие изначально не предполагалось;
  • Лак служит хорошей клеевой основой для глиттеров. Но осыпание рано или поздно начнется. Если глиттеры введены в структуру лака, они будут осыпаться медленнее, чем нанесенные на поверхность.

Нужно отметить, что глиттеры использовать для оформления печатной продукции начали не вчера, и даже не сто лет назад. Ранее в аптеках продавали золотой или серебряный порошок. Его и наносили на свежие типографские оттиски. Годы прошли, в продаже появились блестки самых разных видов, но технология производства практически не изменилась.

Использование блесток или глиттеров требует некоторых навыков, аккуратности, терпения. Но использовать их можно и в домашних условиях для создания небольших сувениров на Новый Год или другие праздники. Массово печатать открытки не получится, но для индивидуальных заказов ручное нанесение блесток является незаменимым.

Блистерный лак

Современные производители следуют стандартам в процессе производства того или иного товара. Но иногда относятся очень «странно» к выбору названия для своего «творения». Бывают случаи, когда два товара различного назначения носят, если не одно и то же, то созвучные названия. Так можно приобрести лаки «блистерный» и «глиттерный». Созвучные названия становятся поводом для путаницы.

Глиттерный лак – это типографский лак, в который добавлены глиттеры для создания внешних эффектов на оттисках. Создавая глиттерный лак, важно знать следующее: размеры каждой частицы не должны превышать 130 мкм. В противном случае лак будет сложно наносить на поверхность с использованием трафаретной сетки. Отверстия будут забиваться, все глиттеры останутся на сетке, но не на декорируемой поверхности.

Блистерный лак, а скорее специальный грунт, предназначен для надежного соединения бумажной основы и полимерной упаковки. Он не предназначен для создания особого внешнего эффекта. Его использование ограничивается только удерживанием на месте полимерного покрытия.


В данной статье мы постарались рассмотреть основные возможности трафаретной печати, особенности производства, предназначение и ограничения. В статье не рассматривались узкоспециальные темы, касающиеся нанесения изображения на стекло, ткани, кожу и другие материалы, встречающиеся не столь часто, как бумага. Не были рассмотрены и отдельные этапы выполнения печати методом шелкографии: грунтование поверхности, создание особых эффектов, использование специальных красок (например, токопроводящих). Все эти вопросы будут рассмотрены позднее.